Абазинская
сказка: Три брата
Жил
на свете мудрый старик, который весь свой
век служил у хана табунщиком. У него было
три сына. Умер он и оставил им в наследство
на всех одного коня. Но хоть и не оставил он
сыновьям богатства, зато унаследовали они
от старика его мудрость — выросли все трое
на диво умными. Да и конь им достался не
какой-нибудь! Не было на свете скакуна
резвее. Шаг у него был ровный. С миской воды
в руках на нем скачи — капли не прольет.
Тело у него было крепкое. Уши чуткие. В
глазах радость светилась... Так хорош был
этот конь, что его приметили конокрады. И
вот однажды, когда братьев не было дома,
сломали они стену в конюшне и увели коня.
— Если не найдем нашего скакуна, даром мы на
свете живем, зря хлеб жуем, — сказали братья
и отправились в путь.
Много дорог они исходили, во многих аулах
побывали, но нигде не находили своего коня.
Пришли однажды в большой аул, зашли на
просторный двор.
Вышел навстречу сам хозяин, пригласил их в
дом.
— Откуда вы, гости? Куда идете? Или, может,
что ищете?
— Коня у нас украли... Вот и ходим по свету,
ищем. Не видал ли ты его?
— А какой он, ваш конь?
— Конь у нас — лучше не бывает! Нет в мире
резвее его. Шаг у него ровный. С миской воды
скачи — капли не прольешь. Тело у него
крепкое. Уши чуткие. В глазах радость
светится...
Услышал хозяин эти слова и побледнел. А
братьям сердце говорит: здесь их конь!
— Верни нам коня. Мы ничего плохого тебе не
сделаем, — сказали они.
— Да кто вам сказал, что конь ваш здесь? Нет
его у меня, — уверял хозяин.
— А мы — гадальщики, — ответили ему братья.
— Про коня мы точно знаем! А еще, если хочешь,
можем угадать, что ты держишь в руке.
У хозяина в руке был зажат орех.
— Что же у меня в руке? — спросил он.
— Мне кажется, у той штуки, что ты зажал в
кулак, кора крепкая, — сказал, подумав,
старший брат.
— А если кора крепкая, может быть, оно
круглое? — сказал средний.
— А если кора крепкая и оно круглое, значит,
это орех! — сказал младший.
Задрожал хозяин от страха.
— Берите вашу лошадь и уезжайте, Бога ради!
Только поверьте мне: ни у кого я ее не украл.
Я купил.
Братья очень обрадовались, что нашли своего
коня, и отправились в обратный путь.
Вот едут они и видят: в одном ауле посреди
богатого двора собралась толпа людей, шумят,
о чем-то между собой спорят.
— О чем у вас спор идет? — спросил старший
брат.
— Умер наш князь и оставил двух сыновей. И
они никак не поделят между собой наследство.
Уже целую неделю мы заняты тем, что помогаем
им добро делить. Всех стариков на совет
собрали, а толку не видать. Может, вы
поможете?
Посоветовались между собой три брата.
— Попробуем! — говорят.
Пригласили их в дом. А там заседают князья,
да дворяне, да всякие богачи. И старший сын
покойного князя сказал:
— Рассудите нас, гости! Умирая, отец завещал
нам двоим все свое богатство — золото и
серебро, табуны и отары, дома и конюшни,
дедовское ружье, украшенное золотом, и
драгоценный камень изумруд. И взял с нас три
клятвы. «Если не сумеете поделить между
собой поровну золото, серебро и постройки,
стада, табуны и отары, — сказал отец, —
поклянитесь, что поделите все так, как
поделил я сам в этом сундуке. Что наверху
лежит — твое, старший, что внизу лежит —
твое, младший». И отец показал на сундук у
изголовья... Стали мы имущество делить,
никак поровну не разделим. И открыли мы
сундук, как поклялись. А в сундуке, вот
поглядите сами: сверху щепки да кости, а
внизу одни черепки. Как же этот мусор
разделить? Как выполнить первую клятву?!
А вторая клятва была такая. «Если станете
ссориться из-за дедовского ружья, — сказал
отец, — пусть ружье достанется тому, кто
меня больше любит». И в этом мы поклялись. Но
ведь мы оба — сыновья своего отца, оба его
любим. Как же нам быть? Кому достанется
ружье?!
А третья наша клятва была вот какая: «Изумруд
надвое не расколешь, — сказал отец. — Пусть
его получит тот из вас, кто правдивее». И на
том дали мы клятву. Но я — не лжец. И брат мой
— не лгун. Кому же из нас двоих взять
изумруд?! Таков наш спор, почтенные гости, и
мы боимся, чтоб не кончился он великой
враждой.
— Нас здесь трое приехало, — ответил
старший из трех братьев, — а у вас как раз
три тяжбы. Первую тяжбу я возьму на себя.
Спор о ружье решит мой средний брат. А кому
из вас присудить изумруд, подумает наш
младший... Теперь скажите мне вы, сыновья
князя, какое дело вам больше всего по душе?
— Мне больше всего по душе выводить
чистокровных коней и растить отары, —
ответил старший сын князя.
— А я больше всего на свете люблю деньги, —
сказал младший сын князя.
— Чем был ваш отец богаче: золотом и
серебром или постройками и скотом? —
спросил старший брат.
— Всего имел он поровну, — ответили
наследники в один голос.
— Тогда отец ваш оделил вас справедливо и
разумно. Каждому оставил наследство по его
склонности. Кости и щепки — это скот и
постройки. Они лежат сверху, и он завешал их
старшему сыну... Черепки — это золото и
серебро. Он оставил их младшему. Так что
первую клятву выполнить не трудно.
Подивился народ уму старшего брата, а
сыновья князя обрадовались и остались
очень довольны.
Закончилась первая тяжба, и встал теперь
средний брат.
— Кому достанется драгоценное ружье, я
скажу завтра, — сказал он. — Вы же привезите
воз глины, велите ее хорошо замесить и
оставьте меня одного.
Привезли воз глины. Замесили. Пошел средний
брат к вдове князя и тайно попросил у нее
княжескую одежду. Вылепил из глины статую,
нарядил в княжеский наряд. А когда все было
готово, прикрыл статую покрывалом и позвал
княгиню.
— Похожа эта статуя на князя? — спросил он,
приподняв покрывало.
Княгиня даже заплакала:
— Ой, как похожа!
Вот в назначенный срок позвал всех средний
брат и сказал наследникам:
— Ружье достанется тому, кто больше любит
отца. Так ведь? — снял со статуи покрывало и
говорит. - Ну, а теперь стреляйте, я посмотрю,
кто из вас самый меткий.
Схватил ружье старший сын князя, прицелился
хорошенько и попал прямо в грудь статуи,
туда, где сердце.
— Славно стреляешь! Меткий стрелок! —
усмехнулся средний брат.
Зарядили ружье и протянули его младшему
сыну князя. Взял тот. Долго-долго
прицеливался... А потом вздохнул и опустил
ружье.
— Что же ты? — спрашивают его.
— Не могу! — отвечает он. — Вспомнил я отца
моего живого — нет, не могу!
— Вот ты любишь отца по-настоящему, поэтому
ружье принадлежит тебе, — сказал средний
брат.
Подивился народ его уму. И тогда встал
младший брат.
— Теперь мой черед судить, кому изумруд
достанется, — сказал он. — Принесите-ка
сюда две миски воску.
Принесли, как он велел, две миски воску.
— Я хочу знать, какой величины был и как
выглядел изумруд, о котором вы спорите.
Возьмите воск, разойдитесь по разным углам
и вылепите мне этот изумруд.
Старший сын князя вылепил из воска что-то
подобное конской головке.
А младший вернул свой воск нетронутым.
— Отец никогда не показывал нам своего
изумруда. Как же я могу его вылепить? —
сказал он.
— Хоть ты и уверял, что никогда не
обманываешь, а все-таки ты лжец! — указал
младший брат на старшего наследника.
И отдал изумруд младшему княжескому сыну.
Так рассудили три брата все три спорных
дела, которые не под силу было рассудить
даже мудрым старикам, и поехали не спеша
дальше своей дорогой.
Вернулись домой, и коня своего любимого
привели, и зажили мирно и дружно. Но была у
них одна забота. Очень хотелось братьям
иметь свое поле! А земля кругом вся в руках у
князей да богатеев.
И в ближних местах братья искали, и в
дальних — нет ни клочка свободной земли...
Думали они, думали и надумали. Были братья
люди молодые, а решили стать на вид людьми
почтенными, чтобы встречали их с уважением.
Шесть месяцев братья бород и усов не брили.
Обросли, как медведи. Нарядились в суконные
черкески, наточили кинжалы, по два
пистолета за пояс заткнули. Палки взяли и
отправились к князю, у которого было много
земли. Смело зашли во двор и крикнули во
весь голос:
— Эй, кто в доме есть?
Вышел слуга и, как глянул на их лица,
испугался и стал низко кланяться. Ну,
опомнился все же от испуга, повел их в дом.
Сели гости, а слуга стоит, во все глаза на
них смотрит. Потом побежал к княгине и
докладывает: так, мол, и так, прибыли к нам
гости, чудища волосатые. Между собой
разговаривают, но ртов у них нет, даже
смотреть страшно.
— А это мы увидим, есть у них рты или нет, —
сказала княгиня и велела слуге подать
гостям меду.
Поставили перед гостями столик-треножку, а
на нем полное блюдо меду.
Гости рукава засучили, пальцы в мед
обмакнули, по усам провели, усы закрутили,
рты открыли и давай мед уплетать. Поели,
умылись, и снова ртов у них не стало.
— Да-а, — говорит княгиня, — это, видно,
гости не простые! Князь вернется, сам их
угостит на славу. А пока я угостить должна.
Кликнула княгиня служанку.
— Беги в курятник, поймай самого жирного
петуха.
Пошла служанка, притащила самого большого,
жирного петуха. А братья видели это через
окно.
— Домашнего вестника уже понесли, — сказал
старший брат.
— А коли понесли, значит, скоро на трехногой
лошади прискачет, — откликнулся средний.
— Не видать ему добра, коли прискачет, —
добавил младший. — Мы его на куски разорвем
и через узкие ворота протолкнем!
Когда гости между собой так разговаривали,
слуга возле них стоял. Рот разинул, слушает,
а о чем говорят — не понимает.
Пошел, княгине доложил: так, мол, и так, гости
друг другу загадки загадывают.
— Какие там загадки! — рассердилась
княгиня. — Домашний вестник — это наш петух.
Трехногая лошадь — это столик-треножка, на
котором курятину подадут, а узкие ворота —
это горло...
Поздно вечером вернулся домой сам князь, и
княгиня рассказала ему, какие у них в доме
гости. У князя даже сон пропал, все о
волосатых гостях думал.
Наутро вышел он в кунацкую и, как увидел
медвежьи лица трех братьев, даже попятился.
Приказал князь для гостей барана зарезать.
Сам их потчевал. И три дня резали для них по
барану, и шло в княжеском доме угощение. На
четвертый день спрашивает князь:
— Откуда вы, гости? Какое дело у вас?
— Мы люди дальние, — отвечают братья. —
Просим у тебя, дай нам земли. Много не надо!
Хоть бы столько, сколько шкурами трех быков
обхватим.
«Вот чудаки, немного же просят!» —
подивился в душе князь и говорит:
— Хорошо, дам вам, сколько просите.
— Только смотри, не передумай! — сказали
братья. — Кто нас обманет, мы тому не
прощаем!
— Я не из тех, кто слова не держит, — гордо
ответил князь. — Сказал — и кончено!
Убили братья трех быков, содрали с них шкуры
и пошли на княжеское поле. Тут они шкуры
разрезали сначала на ремни, а потом на
тонкие полоски. Связали братья полоски в
один длинный-предлинный шнур и пошли землю
обхватывать. Как увидел князь такое дело, за
голову схватился.
— Эх, — говорит, — не думал я, что они меня
так проведут!
Но что мог князь поделать?! Сам слово дал.
Спорить нечего. Отмерили братья себе
большое поле и уже с тех пор никуда не
ездили. Стали спокойно жить-поживать, свою
землю пахать.
---
Всегда Ваш,
Кот Тимофей
|